Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя”.
Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.
В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:
· портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
· отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
· демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО
Накопительная
|
модельная
|
(грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);
(конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.)
|
- отражает динамику развития учителя;
- показывает результаты самообразования;
- демонстрирует стиль преподавания;
- позволяет проводить рефлексию;
- помогает спланировать деятельность
|
Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Для учителя
|
Для администрации
|
- повышение профессионального мастерства (качество);
- реальное представление о результатах деятельности и резервах;
- основание для аттестации;
- основа для участия в конкурсных и грантовых программах;
- предъявление результатов социуму через систематизацию наработок
|
- лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
- расширение методического диапазона ОУ;
- основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения;
- мониторинг эффективности работы учителя;
- объективность системы оценивания успешности учителя;
- интеграция количественной и качественной оценок
|
|