Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Психологическая характеристика спортсменов

Человек – существо социальное. Объединение отдельных людей в группу изменяет некоторые стороны их психической деятельности, существенно меняя скорость, силу и характер их реакций на внешнюю ситуацию.

Шестнадцатифакторный опросник Кэттелла  пользуется самой широкой популярностью в мире среди психологов, интересующихся психикой спортсменов. Тестируемые черты: сдержанный - общительный, мышление конкретное - абстрактное, уступчивый - напористый, серьезный - беспечный, жесткий - мягкий, доверчивый - подозрительный, практичный - с богатым воображением, прямолинейный - гибкий, консервативный - склонный к новаторству, спокойный - напряженный, эмоционально неустойчивый - устойчивый, практичный - совестливый, робкий - рискованный, и т.д. В обзорах этого теста обычно критикуется отсутствие концептуальной валидности и отмечается возможность того, что некоторые так называемые «независимые черты» могут измерять одно и то же свойство.

Личность спортсмена, ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимает участие.

Целый ряд теорий личности стремится объяснить поведение человека особенностями культуры и среды, в которой он находится. Тренер должен внимательно разобраться в этом подходе, особенно когда он собирается работать в незнакомой ему социальной среде, или когда в команде есть члены из разных социальных слоев, или когда он работает со спортсменами из других стран.

К наиболее глобальным теориям этого типа относится биосоциальная теория, выдвинутая Гардинером Мэрфи, который особо выделяет три компонента в личности:

  1. физиологические тенденции, возникающие из наследственных характеристик;
  2. каналы или процессы, по которым и с помощью которых социальные условия формируют поведение;
  3. освоенные привычки, которые приводят к изменению концептуальных и перцептивных характеристик.

Из подхода Мэрфи можно понять, почему трудно не только определить понятие «личность», но и измерить ее характеристики. Еще труднее установить, почему люди ведут себя определенным образом, если учесть, что их поведение может быть наследственным, формироваться культурой или изменяться на основе практического опыта.

В «теории поля» Курта Левина подчеркивается значение «общего жизненного пространства (поля)» индивида, его общего личного и психологического окружения, а также и его более ограниченного «внутреннего личностного пространства». Однако по сравнению с концепцией Мэрфи здесь делается несколько меньший акцент на наследственных биологических тенденциях. В некотором смысле теория Левина опирается на психоаналитическую теорию, которая будет кратко рассмотрена ниже в этой главе.

Представление о личности и ее изменении у К. Левина, как, впрочем, и у Г. Мэрфи, не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Левин полагает, что индивид окружен множеством дифференцированных районов, составляющих его жизненное пространство. А двигательные способности индивида рассматриваются при этом как мост между скрытыми частями его личности и его окружением, через который он передает свои внутренние потребности и чувства.

 Спортсмены занимаются не только спортом, но и на развитие их личности влияют трудовая и общественная деятельность, обучение и образование, художественное, нравственное, эстетическое  воспитание. К этому надо добавить влияние различных взаимоотношений, в которые спортсмены вступают с другими людьми в быту и в процессе всех видов деятельности.

В результате совокупного влияния всех этих факторов у спортсмена складываются определенные черты его мировоззрения, общественные потребности и интересы, характерные для человека моральные черты личности.

Спорт—это специфический вид деятельности.

Спорт оказывает большое влияние на развитие психологических особенностей личности. Главными из этих особенностей являются:

 1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной  на достижение поставленной цели (победа над соперником или достижение рекорда);

 2) максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться лучшего результата;

 3) систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в жизнедеятельность спортсмена.

 Спортсмена характеризуют:

  1. всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных функций организма;
  2. высокая степень общей работоспособности организма;
  3. способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и всех физических качеств.
  4. высоко развитые процессы ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия;
  5. способность выполнять требуемые движения при необходимой их точности и эффективности;
  6. разностороннее развитие процессов внимания — сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;
  7. хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память.
  8. разностороннее развитие эмоциональных сторон личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями;
  9. положительные волевые стороны личности,  которые необходимы для достижения поставленных целей; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в затруднительных ситуациях;
  10.  морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению трудностей;
  11.  социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;
  12.  способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.

     Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, различен. Это объясняется неодинаковостью психологической структуры разных видов спортивной деятельности.

В психологическую структуру спортивной деятельности входят:

  1. специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий,
  2. мотивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов в спортивной борьбе,
  3. социально-психологический характер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивной деятельности.

Физические упражнения и спорт особенно важны для всестороннего развития личности, как в подростковом, так  и юношеском возрасте. Педагогически правильное использование физической способности свойственной данному возрасту благоприятно влияет на формирование  психических свойств, а на этой базе — и дальнейшему развитию психологических особенностей личности.

Отличительной особенностью спорта по сравнению с другими видами деятельности является то, что спорт – это деятельность, всегда требующая преодоления тех или иных трудностей. Поэтому воспитание личностных качеств спортсмена составляет ограниченную часть его общей психологической подготовки.

Основной задачей общей психологической подготовки спортсмена является развитие и совершенствование следующих качеств: целеустремленности, дисциплинированности, уверенности, инициативности, самостоятельности, смелости (мужества), настойчивости (упорства), решительности, самообладания, стойкости (силы воли).

Все качества связаны друг с другом, развитие и совершенствование одних помогает развитию и совершенствованию других. В отдельных видах спорта некоторые из перечисленных качеств имеют преимущественное, ведущее значение. Так, по классификации, предложенной болгарским психологом Ф. Геновым, такие качества, как целеустремленность, дисциплинированность и уверенность являются общими для всех видов спорта и как бы объединяющие остальные качества. Это объясняется тем, что целеустремленность и дисциплинированность; уверенность в своих действиях и возможностях должны быть постоянными компонентами воли спортсмена, без чего спортивная деятельность не может быть эффективной.

 

Список литературы

1. Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 45-50.

2. Братусь Б.С. Опыт обновления гуманитарной психологии //Вопросы психологии. 1990, № 6.

3. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 51-54.

4. Кизько А.П. Возможности исследовательских подходов и проблема понятия "педагогическое" исследование // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 12-13.

5. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности//Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 55-57.

6. Сальников В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 2-9.

7. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие // Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.

8. Пахомова Л.Э. Методическое обеспечение спецкурса "Культура жизнедеятельности" для учащихся старших классов общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 58-59.

Категория: Мои статьи | Добавил: Алекса (04.05.2014)
Просмотров: 3014 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz